Ежегодно в Америке с целью получения мяса забивается 134 млн. голов скота и 3 млрд. птиц. Однако лишь немногие осознают связь между этой кровавой бойней и своим обеденным столом, уставленным всевозможными мясными продуктами.
По коммерческому телевидению клоун Рональд Макдональд сообщает детям, что гамбургеры растут на «гамбургеровых планетах».
А между тем бойни подобны аду. Животных, мычащих и блеющих от страха, оглушают ударом молота, электрошоком или выстрелом из пневматического пистолета, затем вздергивают вверх за ноги и волокут через фабрику смерти на конвейер. Там им, еще живым, перерезают горло и рубят их на куски. Питер Бурваш — известный в прошлом теннисист — в книге «Азбука вегетарианства» рассказывает о своем посещении бойни. «Я не кисейная барышня, — пишет он. — Я играл в хоккей, пока не лишился половины зубов. Я сражался на теннисных кортах. Но то, что я увидел на бойне, потрясло меня. Выйдя оттуда, я уже твердо знал, что не причиню никогда зла ни одному животному! Я уже раньше был знаком с экономическими, экологическими и психологическими доводами в защиту вегетарианства, но этот непосредственный опыт, открывший мне всю жестокость, проявляемую человеком по отношению к животным, стал прочной основой «моего вегетарианства».
Во все времена великие люди из этических соображений становились вегетарианцами. Так, Пифагор, греческий философ и ученый, известный своим научным вкладом в геометрию, говорил: «О дорогие друзья, не оскверняйте свои тела греховной пищей. На ваших полях растут злаки, ветви деревьев гнутся под тяжестью яблок и других плодов, виноград зреет на ваших лозах. Здесь изобилие ароматных трав и овощей, которые можно варить на огне, здесь есть для вас молоко и ‘благоухающий мед. Земля с любовью дарует нам свои сокровища— пищу, лишенную греха, предлагая пир без убийства и кровопролития. Плотью же могут утолять голод только звери, и то не все, ведь лошади, коровы и овцы питаются травой». Диоген Ааэр-ций, биограф Пифагора, рассказывает, что Пифагор ел хлеб с медом по утрам и сырые овощи — вечером. Рыбакам он «платил за то, что они выкидывали свои рыболовные сети в море.
Римский писатель Плутарх в своем эссе «О поедании плоти» пишет: «Интересовались ли ВЫ' когда-нибудь, почему Пифагор воздерживался от мяса? Однако меня интересует, при каких обстоятельствах и в каком состоянии ума человек впервые коснулся своими устами крови и плоти убитых животных, уставив столы разлагающимися мертвыми телами, и рискнул назвать пищей то, что еще недавно плавало, блеяло, мычало, двигалось и жило? Могут ли глаза спокойно смотреть на то, как перерезают горло, сдирают шкуру и одну часть тела отделяют от другой? Как ноздри могут зыдержать это зловоние? Неужели не вызывает тошноту нечистый вкус чужой растерзанной плоти? Как можно наслаждаться соком смертельных ран? Те, кого мы едим — не львы и не тигры, которых мы убивали бы из соображений самозащиты, напротив, мы убиваем безобидных домашних животных, не имеющих когтей и клыков, чтобы дать нам отпор. Желая получить немного их плоти, мы лишаем их солнечного света, жизни, на которую они имеют полное право, поскольку родились в этом мире, чтобы жить».
Он заканчивает: «Если вы заявляете, что для вас естественна такая пища, то сначала сами убейте того, кого собираетесь съесть. Но сделайте это тем, что дано вам Природой, не пользуясь топором, дубиной или каким-либо иным орудием».
Великий художник, скульптор, поэт и изобретатель Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в своих дневниках приводил этическое обоснование вегетарианства. «Тот, кто не ценит жизнь, не заслуживает ее». Он называл тела мясоедов «ходящими кладбищами», могилами животных, которых они пожирали. Его дневники полны записей, свидетельствующих о его состраданиях к живым тварям. «Эти бесчисленные животные, — сетует он, — рождают детенышей, которые будут у них отняты, растерзаны и убиты».
Экономист Адам Смит в книге «Достояние народов» доказывал преимущество вегетарианского питания: «Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло, растительное масло, если нет сливочного, дают нам полноценную обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убойной. К тем же выводам пришел и Бенджамин Франклин, став вегетарианцем в возрасте шестидесяти лет. Перемены, которые в нем после этого произошли, он охарактеризовал так: «...ясная голова и повышенная сообразительность». В своей автобиографии он называл мясоедение «ничем не оправданным убийством».
Убежденным вегетарианцем был английский поэт Перси Биш Шелли. Он заинтересовался вегетарианством, еще будучи студентом Оксфорда, и вместе со своей женой Гарриет прекратил есть мясо вскоре после свадьбы. Его жена в одном из своих писем, датированном 14 марта 1812 года, пишет подруге: «Мы отказались от мяса и приняли пифагорийскую систему питания».
Великий писатель и мыслитель Лев Толстой в 1885 году стал вегетарианцем. Отказавшись от охоты, которой он занимался ради развлечения, он писал: «Добродетель несовместима с бифштексом».
Толстой верил, что желая быть совершенным, «первое, от чего воздержится человек, — это от употребления животной пищи, потому что, не говоря о возбуждении страстей, производимом этой пищей, употребление ее безнравственно, так как требует противного нравственному человеку — убийства — и вызывается только жадностью, желанием лакомства».
Композитор Рихард Вагнер утверждал, что любая жизнь священна. Вегетарианство он называл «естественным питанием, которое могло бы спасти человечество от склонности к насилию, помочь нам вернуться в «потерянный рай».
В определенный период жизни вегетарианцем был американский писатель и философ Генри Девид Торо. И хотя его собственная практика была не очень последовательной, он высоко оценивал вегетарианство. В своей книге «Уолден» он писал: «Разве не позор для человека — быть плотоядным животным? Конечно, он может жить припеваючи и живет так ценой мучений других животных, но это — путь страданий, и это знает каждый из тех, кто душит кроликов и режет ягнят. Тот человек, который научит людей выбирать более невинную и здоровую диету, будет признан благодетелем человеческого рода. Каков бы ни был мой собственный опыт, я нисколько не сомневаюсь в том, что человеческий род будет постепенно совершенствоваться, и главной причиной этого будет отказ от мясоедения, подобно тому, как в свое время племена дикарей перестали пожирать друг друга, встретившись с более цивилизованными людьми».
Общеизвестно, что «апостол» ненасилия Махондас Ганди был вегетарианцем. Его родители, набожные индусы, никогда не давали ему мяса, рыбы или яиц. Однако в период британского правления началась массированная атака на тысячелетние устои индуисской культуры. Под ее давлением многие индусы начали перенимать западные привычки, в том числе и мясоедение. Даже Ганди в юности стал их жертвой.
Под влиянием одного из своих школьных друзей он начал есть мясо, так как друг убедил его в том, что мясо дает человеку силу и смелость.
Однако позднее Ганди снова пришел к вегетарианству. Вот что он писал: «Необходимо исправить ту ошибку, которая находится в утверждении, что вегетарианство сделало нас слабыми умом, пассивными и бездеятельными. Я считаю, что ни при каких обстоятельствах в мясной пище не может быть никакой необходимости».
Ганди — автор нескольких книг о вегетарианстве. Его собственная ежедневная диета включала в себя проросшую пшеницу, миндальную пасту, зелень, лимоны и мед. Он основал ферму, назвав ее «Дев Толстой». — Была коммуна, исповедовавшая принципы вегетарианства. В своей книге «Моральные основы вегетарианства» Ганди писал: «Я считаю, что употребление в пищу плоти не годится для человеческого рода. Поскольку сами мы выше животного мира, то ошибаемся, подражая ему». Он понимал, что этические принципы, являются более сильной защитой в поддержку вегетарианской диеты, чем утверждение о ее благотворном воздействии на здоровье. «Я чувствую, — говорил он, — что духовный прогресс требует определенной стадии, на которой мы должны прекратить убивать наших «меньших братьев» для удовлетворения своих потребностей».
Великий драматург Джордж Бернард Шоу стал вегетарианцем в двадцать пять лет. «Тем, кто первым открыл мне глаза на жестокость моего питания, был Перси Биш Шелли», — писал он в своей автобиографии. Поэт был убежденным вегетарианцем и не желал слушать врачей, которые настаивали на том, чтобы он вернулся в лоно мясоедов. Когда Шелли был уже глубоким стариком, его спрашивали, почему он не пойдет к тем врачам и не убедит их, что вегетарианство пошло на пользу его здоровью. Шелли дожил, до глубокой старости. Он гордился своим вегетарианством и всегда со смехом рассказывал о врачах, которые прочили ему скорую смерть. Особое удовольствие Шелли доставляли случаи, когда кто-нибудь советовал пойти к тем врачам и развеять их заблуждения. «Я бы с удовольствием, — говорил Шелли, — но они все давно умерли».
Но вернемся к Бернарду Шоу. Однажды его кто-то спросил, почему он так молодо выглядит. «О, нет, — возразил Шоу, — я выгляжу ровно на столько, сколько мне в действительности лет. Это другие выглядят старше своих лет. Что можно ожидать от людей, поедающих трупы?». Вот что писал Шоу о связи между мясоедением и насилием в человеческом обществе:
«По воскресеньям мы молимся Богу, чтобы Он дал нам свет, чтобы озарил путь, по которому мы идем; мы устали от войн, мы не хотим сражаться и в то же время объедаемся мертвечиной...».
Герберт Уэллс в своей книге «Современная утопия», представляя картину будущего мира, писал: «Ни в одном из районов Утопии вы не найдете мяса. Раньше его употребляли. Но теперь мы не можем даже думать о бойнях. Среди населения, которое высокообразованно и близко к такому же уровню физической чистоты и утонченности, практически невозможно отыскать кого-либо, кто разделывал бы мертвого вола или свинью... Помню, был тогда ребенком, когда праздновали закрытие последней бойни».
Лауреат Нобелевской премии Айзех Бешевис Сингер стал вегетарианцем в 1962 году, в возрасте 58 лет. «Конечно, я сожалею, что сделал это так поздно, но лучше поздно, чем никогда», — говорил он. По его мнению, вегетарианство и мистическое учение нудизма неотделимы друг от друга: «Все мы — создания Бога, и наша молитва Богу о милости и справедливости в то время, когда мы продолжаем поедать плоть животных, убитых за наши деньги, совершенно несостоятельна». Признавая благотворное воздействие вегетарианства на здоровье, он заявлял со всей определенностью, что этические соображения в этом плане являются важнейшими: «Если бы мне даже доказали, что мясо полезно, я все разно не стал бы его есть».
Сингер решительно возражает интеллектуалам и рационалистам, которые пытаются оправдать мясоедение: «Всевозможные философы и религиозные деятели пытаются убедить своих учеников и последователей в том, что животные — не более, чем машины без души и чувств. Но любой, кто когда-нибудь держал у себя животное — будь то собака, птица или даже мышь, — знает, что эта теория — наглая ложь, выдуманная для того, чтобы оправдать жестокость», — писал он.
Вестник «ЗОЖ», выпуск №18