Миллионы лет эволюции привели к появлению животных, умеющих ходить на двух ногах. Прямохождение - исключительная особенность человека, венца эволюционного процесса.
В отличие от четвероногих животных человек имеет только две точки соприкосновения с землей, что лишает его значительной степени устойчивости. Вертикальное положение и баланс он удерживает благодаря постоянной работе мышц спины и ног.
Как мы ходим
Нормальная походка человека представляет собой совокупность плавных, четких, энергоемких движений без значительных колебаний центра тяжести, который находится впереди основания позвоночника у взрослых и несколько выше у детей. Когда при ходьбе человек отрывает одну ногу от земли, одна точка опоры теряется и тело начинает наклоняться вперед.
Поднятая нога затем опускается на землю - сначала пятка, потом пальцы - и, совершая шаг, человек удерживает тело в вертикальном положении. Затем поднимается вторая нога, которая перемещается вперед и поддерживает тело, продолжающее движение. Таким образом, попеременное переставление ног предупреждает падение тела вперед.
Кроме перемещения нижних конечностей в ходьбе задействованы вращение и наклонение таза и верхней части туловища и в большей или меньшей степени движения рук. Все эти согласованные движения формируют уверенную походку.
Контролирование походки
Плавные координированные движения тела, которые позволяют нам ходить, реализуются у старших детей и взрослых без участия сознательной регуляции. Головной мозг получает информацию от чувствительных нервов мышц, суставов и вестибулярных центров, анализируя, что происходит в каждый конкретный момент времени. Зрительный контроль предупреждает об изменении рельефа местности или препятствиях впереди, так что тело может вовремя отреагировать соответствующим образом. Вся эта информация направляется в мозжечок - часть головного мозга, отвечающую за контроль и координацию всех автоматических действий. Мозжечок посылает импульсы к мышцам, обеспечивая их согласованную работу и плавность движений.
Первичное решение о начале или остановке движения возникает в больших полушариях мозга, импульсы которых могут при необходимости подавить сигналы, исходящие из мозжечка. Этот механизм включается, если человек начинает сознательно контролировать движения, например, при ходьбе по скользкой поверхности.
Для того чтобы движения стали автоматическими, необходимо, чтобы ребенок сначала научился уверенно выполнять произвольные движения под контролем сознания. Со временем формируются устойчивые нервные связи и мозжечок может управлять движениями «по команде» больших полушарий без дальнейшего сознательного усилия, освобождая большой мозг для другой деятельности.
От рождения до возраста примерно семи лет, когда у ребенка уже сформирована свободная походка, тело и мозг проходят сложный путь развития системы взаиморегуляции с целью становления двигательной активности, не требующей сознательной регуляции. В течение этого периода по мере роста и развития мышечной системы и совершенствования головного мозга ребенок все более осознанно воспринимает окружающую действительность, а его походка постепенно выходит из-под контроля сознания и становится автоматической.
Естественные инстинкты
Новорожденный ребенок имеет набор примитивных рефлексов, некоторые из них имитируют стояние и ходьбу. Если ребенка держать в вертикальном положении так, что его ножки едва касаются пола, он будет совершать ими движения, напоминающие ходьбу, хотя он еще не может не только балансировать, но даже удерживать свой вес. Хотя этот рефлекс исчезает примерно к 4 месяцам, считается, что это очень важный инстинкт, подготавливающий ребенка к хождению в будущем.
В возрасте 5 месяцев ребенок способен подпрыгивать на коленях родителей, поддерживающих его. В течение последующих пяти месяцев он научится ползать и садиться. Теперь, когда ребенок проводит больше времени в положении сидя, удерживая спину вертикально, происходит формирование нормального грудного изгиба позвоночника.
Восьмимесячный ребенок уже пытается встать, а если его поднять и поставить на ноги, он может некоторое время удерживать это положение. После того как он научится вставать самостоятельно и удерживать собственный вес, начинается формирование поясничного изгиба позвоночника. Свои первые шаги ребенок совершает обычно в возрасте одного года. Движения его толчкообразны, согнутые ручки хаотично движутся, тельце качается из стороны в сторону, а ножки ставятся широко и слегка выворачиваются наружу для достижения большей площади опоры.
Совершенствование основных навыков
В течение второго года жизни ребенок овладевает умением ходьбы, и походка его становится более уверенной. Улучшается чувство равновесия, малыш может делать шаги назад, а также спускаться и подниматься по лестнице, держась за руку взрослого. Руки ребенка теперь находятся по сторонам тела, хотя еще не могут двигаться координированно со всем остальным телом. Шагая, он наступает на всю стопу сразу, все еще слегка выворачивая ее наружу. Иногда может наблюдаться выворачивание столы внутрь, однако это проходит в течение следующего года.
К 3 годам многократно повторенные основные навыки ходьбы уже не требуют сознательной регуляции. Руки движутся при ходьбе в противоположных ногам направлениях, а стопа ставится сначала на пятку с последующим опусканием пальцев, как при походке взрослого человека. С укреплением мышц бедер ребенок может дольше удерживать своей вес на одной ноге, что позволяет ему делать более широкие шаги. Значительно повышается и скорость ходьбы.
В течение последующих пяти лет ребенок продолжает совершенствовать свою способность контролировать движения тела. Теперь, когда он может бегать, прыгать, карабкаться, скакать на одной ноге и легко преодолевать препятствия, ходьба для него -слишком простая задача. С каждым последующим повтором этих действий они становятся все более автоматическими, пока к 6-7 годам ребенок не достигает почти такого же совершенства двигательной активности, как у взрослого человека.
Тело человека. Снаружи и внутри. №42 2009