Самосознание - это осознание индивидуумом того, что он является уникальной личностью с индивидуальными желаниями и умениями. Обретение самосознания играет важную роль в эмоциональном, социальном и интеллектуальном развитии ребенка. Самосознание помогает ему начать регулировать поведение и эмоциональные реакции на различные ситуации, а также проявлять сопереживание по отношению к другим людям.
Ребенок рождается без самосознания и является абсолютно эгоцентричным - он осознает себя не более, чем других людей. Чувство самосознания не развито в течение первых двух лет жизни, но оно начинает проявляться по мере взросления ребенка.
Развитие самосознания
Развитие самосознания представляет собой познавательное достижение, требующее определенного уровня зрелости нервной системы, а также психологической зрелости. Для этого требуется достаточное количество времени. Основные принципы самосознания определяются в возрасте от 18 месяцев до 2 лет. Процесс развития продолжается в течение десятилетий. Основные изменения при этом происходят в пубертатном и юношеском периодах, хотя их совершенствование продолжается вплоть до 40 лет.
Самосознание ребенка начинает развиваться на втором году жизни, но оно является ограниченным и остается таким вплоть до младшего школьного возраста.
Познание себя
Умения, первоначально приобретаемые ребенком, используются для удовлетворения его моментальных потребностей (например, крик для того, чтобы получить еду). Дети в этом возрасте не способны понять отличие себя от своих матерей. Ребенок начинает осознавать самого себя как отдельное существо по мере понимания того, что его действия могут влиять на события и иметь результат. Например, ребенок, бросающий еду на пол, увидит, что кто-то ее уберет.
Одним из первых признаков того, что ребенок начинает отличать одного человека от другого, является способность узнавать себя в зеркале. Это примитивное начало представления о самом себе происходит в возрасте от 16 до 24 месяцев.
Отражения
Наблюдение за реакцией ребенка перед зеркалом демонстрирует процесс развития узнавания самих себя. Большинство детей в возрасте 9-12 месяцев смотрят на свое отражение, строят гримасы или пытаются каким-то образом общаться со своим отображением в зеркале. В этом возрасте дети не осознают того, что в зеркале они видят свое собственное изображение.
Если накрасить нос ребенка и поставить его перед зеркалом, то можно проверить, узнает ли он себя. Маленькие дети будут стараться потрогать нос у своего отражения в зеркале. Дети постарше (в возрасте от 16 месяцев до двух лет) будут стараться прикоснуться к краске на своем носу, а не к изображению в зеркале.
Ребенок в возрасте двух лет также узнает себя и называет свое имя, если ему показать его фотографию или отражение в зеркале. Такое развитие самосознания позволяет ребенку проводить сравнения между собой и другими людьми и начать определять собственную личность. На этой стадии дети начинают относить себя к категориям по таким простым признакам, как пол и возраст.
Совершенствование концепции самосознания
При описании самих себя маленькие дети имеют тенденцию описывать физиологические различия: например, «у меня темные волосы» или «я - девочка», в то время как старшие дети приводят и более абстрактные характеристики.
По мере того как ребенок растет, его восприятие самого себя как личности расширяется одновременно с его познаниями о других и об окружающей среде. Самосознание, включающее в себя такие абстрактные факторы, как индивидуальность, достижения и стремления, требует длительного процесса совершенствования.
Я и другие
Начало представлений о самом себе базируется на отличиях от других. Начав развивать представление о самом себе, дети скорее начнут использовать речь для подчеркивания своего отличия: например, ребенок может сказать «я люблю молоко, а папа - нет». В этом периоде дети могут проявлять собственнические чувства к своим игрушкам.
Игры с другими детьми могут приводить к ссорам из-за обладания игрушкой, так как ребенок старается создать границы между собой и другими.
Социальная вовлеченность
Чувство восприятия самого себя является важным фактором для начала осознания и контроля над эмоциями и действиями социально приемлемым способом. Самоконтроль показывает понимание ребенком факта, что другой человек обладает желаниями, отличающимися, а иногда противоположными его собственным желаниям.
На этой стадии развития ребенок способен понимать концепцию «плохого» и «хорошего», а также начинает регулировать свое поведение. Доказательством этого становятся совместные игры, кроме того, они являются первым признаком развития у ребенка чувства сопереживания другим людям.
Представление о самом себе -способ, которым ребенок чувствует себя, - является очень важным для расширения социальной вовлеченности. Ребенок, имеющий позитивное представление о себе, с большей долей вероятности будет счастливым, уверенным в себе и успешным в своих отношениях с другими детьми и в школе.
Позитивное представление о самом себе ведет к повышению самооценки, в то время как негативное представление формирует заниженную самооценку. Этот период развития является важной частью детства. Процесс развития самоуважения начинается с младенчества в результате общения с самыми близкими людьми.
Развитие чувства собственного достоинства у ребенка продолжается в зависимости от установок родителей и их поведения, но в дальнейшем комбинируется с опытом ребенка, сведениями об окружающей среде и влиянием школы.
Что способствует популярности?
Представление о самих себе развито у детей младшего возраста недостаточно для того, чтобы они осознанно стремились стать популярными. Однако дети с нормальной или высокой самооценкой неизбежно становятся наиболее популярными в обществе.
Исследования показывают, что дети добиваются популярности, во-первых, за счет позитивного по отношению к другим детям социального поведения, а во-вторых, за счет своего более высокого интеллекта, влиятельности и привлекательности.
Типичными чертами популярных детей являются:
- дружелюбие;
- стремление к совместным действиям;
- отзывчивость и общительность;
- успехи в школе;
- внешняя привлекательность;
- превосходство в чем-либо, например спорте или какой-либо другой деятельности, которая ценится сверстниками;
- развитые общие социальные навыки, включая улыбку, зрительный контакт, умение слушать, способность выдвигать предположения и задавать вопросы.
Тело человека. Снаружи и внутри. №38 2009