К трем годам зрение ребенка уже хорошо развито по сравнению со зрением новорожденного. Большинство детей в этом возрасте имеют достаточно острое зрение, чтобы видеть и мелкие пылинки на ковре, и самолет в небе. Но в одном отношении зрение дошкольника все же отличается от зрения взрослого: 4-летнему ребенку трудно различить букву, когда она окружена другими буквами, которые отвлекают его внимание. Этот эффект называется симультанной зрительной маскировкой.
Обучение чтению
Чтобы научиться читать, ребенок должен уметь идентифицировать отдельные буквы, складывать их в слово и отделять его от следующего. Для всего этого ему необходимо выработать навык преодоления зрительной маскировки. В противном случае этот эффект может стать одним из факторов, тормозящих обучение ребенка чтению или даже приводящих к дислексии (нарушение способности к чтению).
Затруднения с чтением могут быть обусловлены и другими нарушениями зрения. Некоторые дети, страдающие дислексией, испытывают специфические трудности при оценке движения объектов друг относительно друга и выполнении задании, требующих визуально-моторной координации. Эти действия требуют правильного функционирования задних проводящих путей мозга - так называемого поля V5 и еще нескольких специализированных областей. Если развитие этих структур в раннем детстве шло с отклонениями, у детей могут быть трудности со следящими движениями глаз (необходимыми для чтения) и повседневными задачами, например с безопасным пересечением дороги с оживленным движением.
Проводящие пути «объект - действие»
Вторая важная система мозга, отвечающая за распознавание объектов и лиц, - передние проводящие пути. Передние и задние проводящие пути иногда называют «что?» и «где?» или «кто?» и «как?» Одни из них помогают понять, что мы видим, а другие отвечают за передачу сигналов действия (например, «приказ» дотянуться до объекта, чтобы его взять). Современные методы исследования позволяют определить развитие мозга в области этих проводящих путей у детей.
У здоровых детей система, отвечающая за распознавание, развивается относительно рано, поэтому уже с первых месяцев жизни ребенок узнает знакомые лица и вещи. Системе, контролирующей сознательные действия, требуется больше времени для развития. Нарушения в ходе этого процесса могут повлиять на способность ребенка справляться с некоторыми видами деятельности при обучении в школе. Задача педагогов -помочь таким детям (вне зависимости от степени поражения) научиться справляться с трудностями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
Физические проблемы
Некоторые осложнения в раннем детстве могут испортить зрение на всю жизнь. Так, известно, что дети со сходящимся косоглазием (страбизмом) без своевременного лечения, скорее всего, будут в дальнейшем иметь плохое зрение в косящем глазу и недостаточность бинокулярного зрения. Состояние, при котором зрение в одном глазу ослаблено, называется амблиопия, или «ленивый глаз». В странах Европы эту патологию имеют от 2 до 5% детей школьного возраста.
Развитие мозга
Развитие систем распознавания и оценки образов - это длительный процесс, который в основном проходит между 3 и 11 годами.
Он связан с развитием мозга, особенно лобных долей. К моменту, когда ребенку исполняется 11 лет, его зрительные способности в большинстве повседневных ситуаций уже близки к способностям взрослого. Однако зрительно-моторные навыки и способность к избирательному визуальному вниманию продолжают совершенствоваться и в дальнейшем. Поэтому лучшие футболисты, шахматисты и игроки в компьютерные игры - это все-таки подростки или взрослые.
Факторы риска развития косоглазия
Известно, что риск развития косоглазия у ребенка значительно выше, если мать, отец или кто-то из братьев или сестер имеют это нарушение. Косоглазие чаще встречается и у детей с такими патологиями, как синдром Дауна и церебральный паралич. Также известно, что определенные нарушения рефракции (в особенности гиперметропия, или дальнозоркость, на одном или двух глазах) обычно связаны со страбизмом и амблиопией. Во многих случаях предупредить развитие этих осложнений можно ношением очков. Примерно каждый третий взрослый на планете нуждается в коррекции зрения, при этом у 30% из них близорукость начала развиваться еще в начальной школе. Поэтому всем маленьким детям рекомендуется регулярно проверять зрение, особенно если один или оба родителя близоруки.
Тело человека. Снаружи и внутри. №50 2009