Органы чувств новорожденного ребенка подвергаются атаке огромного количества сигналов из окружающей среды, в том числе и визуальных. Сразу после рождения ребенок видит свою мать, однако он не способен увидеть что-либо вокруг себя, поскольку острота зрения новорожденного, то есть расстояние, на котором он может различать детали, довольно низкая. Исследования развития зрения показывают, что ребенок как бы «запрограммирован» на выделение лица человека из окружающей среды.
Зрение у младенца
Раннее развитие ребенка во многом обусловлено его способностью видеть и воспринимать информацию. Восприятие может быть определено как процесс, в ходе которого головной мозг анализирует информацию, полученную от органов чувств (зрения, слуха, вкуса, запаха и тактильного чувства). Осознавание -это следующий этап, на котором индивид оценивает сенсорную информацию, которую он воспринял.
Известно, что дети обучаются во время игры, наблюдения и подражания, поэтому значение зрения в их развитии сложно переоценить. Зрение позволяет детям исследовать мир вокруг них.
Развитие большинства навыков ребенка - управление мелкими движениями пальцев рук, уверенное перемещение в пространстве, понимание языка и контакт с окружающими людьми - все это возможно благодаря способности видеть.
Глаз функционирует подобно видеокамере. Свет, проникающий в глаз, фокусируется хрусталиком в перевернутом виде на задней стенке глаза - сетчатке. Когда свет достигает клеток сетчатки, он преобразуется в электрические импульсы, которые направляются в мозг по оптическим нервам.
В мозге происходит интерпретация полученных изображений.
Как видит ребенок
Зрительная кора ребенка должна «научиться» тому, что обозначают нервные импульсы, полученные от того или иного изображения, иными словами, какая комбинация нервных импульсов соответствует воспринятому изображению.
Этот сложный процесс зависит не только от многократного повторного воздействия визуального стимула для установления стойких связей между нервными клетками мозга, но также и от полного и адекватного функционирования всех звеньев органа зрения. Нервные волокна оптического проводящего пути (от глаза к мозгу) к моменту рождения незрелые, и их развитие также базируется на восприятии и проведении светового стимула.
Фокусирование и слежение глазами
Новорожденный ребенок способен кратковременно фиксировать взгляд (фокусировать его на объекте) и следить глазами (следовать взглядом за движущимися объектами) с момента рождения. Однако поле зрения (область, которая доступна зрительному восприятию при взгляде прямо вперед) у них довольно ограничено.
В первые месяцы жизни глаза ребенка могут двигаться в разные стороны независимо друг от друга. Это происходит вследствие незрелости глазодвигательных мышц, которые обеспечивают движения глаз в глазницах. Кроме того, у маленьких детей фокусное расстояние (дистанция, обеспечивающая четкий фокус объекта на сетчатке) очень короткое и постепенно увеличивается с возрастом.
Осознание воспринятого образа
Процесс осознавания (понимания значения информации) обычно включает комбинацию воспринятых сигналов от нескольких органов чувств. Таким образом ребенок познает, что объект обладает рядом различных свойств. Например, первым узнаваемым объектом для большинства детей является их мать. В мозге ребенка «мать» становится комплексной ассоциацией с набором определенных визуальных, слуховых, обонятельных и тактильных свойств. С другой стороны, органы чувств развиваются с разной скоростью, поэтому для создания полноценного образа объекта требуется время.
Слуховое восприятие развивается еще во внутриутробном периоде, тогда как зрение начинает свое становление только от момента рождения. Объединение визуальной и слуховой информации происходит на самом раннем этапе жизни ребенка, а зрительное и тактильное взаимодействие наступает позже, в течение первого года.
В ходе осознавания происходит принятие ребенком ряда воспринимаемых констант.
- Постоянство размера - понимание того, что объект остается таким же по размеру независимо от расстояния до него; это требует восприятия глубины.
- Постоянство формы - понимание того, что объект сохраняет свою форму независимо от его положения в пространстве.
- Постоянство цвета - понимание того, что цвет объекта постоянный и днем, и ночью.
- Постоянство объекта - понимание того, что объект продолжает существовать, даже если выходит из поля зрения.
Различия восприятия
Восприятие у разных людей может быть различным. Скорость восприятия описывает темп визуальной адаптации ребенка от вдумчивого до импульсивного - одни дети демонстрируют сосредоточенность и концентрацию внимания при рассматривании объекта, другие беспокойно носятся вокруг, суетятся и громко кричат. Точность восприятия требует времени и концентрации. Считается, что между мужчинами и женщинами существует меньше различий зрительного восприятия, чем в любой другой области развития.
Тело человека. Снаружи и внутри. №35 2009