В этот период быстро формируются навыки тонкой моторики (мелких движений рук). Это время открытий и исследований -детская любознательность и изобретательность не знают границ. В трехлетнем возрасте ребенок постоянно задает вопросы о мире, в котором живет.
То, как дети играют с песком, - типичный пример их взаимодействия с миром и способа познания своего окружения. Трехлетний малыш пропускает песчинки между пальцами, рассматривает их, добавляет к песку воду, перекладывает его из руки в руку, бросает, копает в нем ямки, зарывает в нем свои стопы, насыпает в ведерко, втирает в волосы, берет песок в рот и выплевывает, рисует на нем картинки. Это наглядно показывает, как дети изучают текстуру, объем и вкус вещей и предметов, ощущения от окружающего мира.
Навыки крупной моторики
Эти навыки также быстро прогрессируют в течение рассматриваемого периода. Ребенок переходит от карабкания по ступенькам без помощи взрослых к умению шагать по лестнице, ставя ногу на каждую ступеньку при подъеме и две ноги по очереди на ступеньку-при спуске.
Меняется походка. Если годовалый малыш при ходьбе шаркает ногами или высоко их вскидывает, то в 21 месяц ребенок уже может уверенно идти вперед спиной, к 2,5 годам -прыгать и ходить на носочках, а к трем - стоять на одной ноге в течение нескольких секунд.
Ребенок стремится исследовать все, до чего может дотянуться. В 3 года ребенок хочет экспериментировать со всем, что он может найти в доме или саду, предпочитая предметы из закрытых посудных шкафов.
Развитие навыков тонкой моторики приобретает дополнительное измерение, когда ребенок открывает взаимосвязь между своими движениями и определенными звуками. Поэтому детям полезно играть с игрушечными музыкальными инструментами, например барабаном или ксилофоном.
Познавательные навыки
Наибольшие успехи дети делают именно в области накопления знаний и навыков познания.
К 21 месяцу ребенок уже умеет привлекать к себе внимание, потянув кого-нибудь за рукав, знает названия четырех частей тела и может выполнять простые поручения, такие как «отнеси это маме» или «положи это на стол».
Достижения
К 2 годам ребенок способен построить из кубиков игрушечный поезд, начертить карандашом вертикальную линию, определять как минимум два обычных предмета и выполнять простые задания.
Когда полуторагодовалого малыша просят выбрать карточку с определенным изображенным предметом, он, как правило, может правильно указать только одну картинку. Однако к 2 годам ребенок уже называет как минимум три объекта на карточке и способен идентифицировать пять предметов.
Примерно в возрасте 2 лет начинается параллельная игра. До этого момента ребенок играет один и не проявляет интереса к взаимодействию с другими детьми. В 2 года он уже смотрит на игру другого ребенка и играет рядом с ним, но в собственную игру. В возрасте 2,5 лет ребенок способен чертить вертикальные и горизонтальные линии и повторять числа. Теперь он может назвать пять обычных предметов, знает собственное имя и способен подавать предметы, если его попросить.
В этот период жизни дети начинают проявлять интерес к своим половым органам.
Осознание половой принадлежности
В возрасте 3 лет дети способны определить около восьми изображенных объектов, если их спросить, что это. Они могут нарисовать круг, знают некоторые простейшие детские мелодии и способны посчитать до десяти.
В этом возрасте ребенок обнаруживает половые различия и знает, является ли он девочкой или мальчиком. Еще одно достижение состоит в том, что малыш с радостью начинает играть с другими детьми, взаимодействуя с ними, в отличие от параллельной игры в более раннем периоде.
Примерно в 1 год и 9 месяцев дети начинают просить пищу или воду и проситься в туалет. Конечно, к этому моменту речь ребенка еще слабо развита и он способен понять гораздо больше, чем может сказать сам. Однако уже в 2 года ребенок, скорее всего, будет говорить без умолку. Членораздельная речь в большинстве случаев развивается к 3 годам. Однако некоторые аспекты речи остаются трудными и для трехлетнего ребенка: например, использование категории времени и множественного числа.
Дошкольное образование
В возрасте полутора лет ребенок может начать посещать ясельную группу, а с 3 лет переходит в детский сад. К этому моменту, как правило, малыш уже может оставаться сухим в течение дня и не нуждается в подгузниках. Кроме того, он уже обладает достаточными коммуникативными навыками и является достаточно независимым для того, чтобы справиться с временным отсутствием родителей.
Посещение детского сада дает ребенку возможность общаться с другими детьми того же возраста, развивая социальные навыки и способность к совместным действиям. Несмотря на быстрое развитие, ребенка в 2 года, к сожалению, можно назвать законченным эгоистом, который живет только настоящим. Двухлетний малыш может быть жестоким, эгоцентричным и антиобщественным, но к 3 годам дети становятся более восприимчивыми и чуткими к чужим переживаниям.
Координация двигательных навыков
В 1,5 года малыш способен построить башню из трех кубиков, управляться с ложкой и снимать с себя варежки и носки. В 1 год и 9 месяцев он уже может построить башню из шести и более кубиков. В возрасте 2 лет ребенок способен переворачивать отдельные страницы книги, поворачивать задвижки на дверях, открывать дверцы кухонных шкафов, откручивать колпачки, надевать на себя штанишки, носки и туфли, самостоятельно мыть и вытирать руки. В 3 года большинство детей способны раздеться без посторонней помощи, а некоторые даже самостоятельно одеваются. Обычно 3-летние дети строят башню из девяти кубиков и без потерь переносят тарелки на обеденный стол.
Они продолжают учиться через игры и взаимодействие с другими детьми.
Тело человека. Снаружи и внутри. №32 2009