Период между 4 и 5 годами жизни - это время открытий, исследований, совершенствования разнообразных навыков и укрепления сил детей-дошкольников. Ребенок 5 лет - уже в значительной степени определившаяся личность, хотя он все еще может вести себя, как маленький, если устал или расстроен.
В период от 4 до 6 лет закладываются основы подготовки ребенка к обучению в младших классах школы. Типичный пятилетний ребенок активен, энергичен, дружелюбен и изобретателен.
Реальность и фантазии
В этом возрасте ребенок верит, что объект живой, если он движется; например, он убежден, что солнце живое, потому что оно перемещается по небу. Ребенок не может четко различить реальность и фантазии. Пятилетние дети обожают «привирать» и приукрашивать свои «подвиги» и достоинства своей семьи.
Дети в это время уже понимают разницу между добром и злом в отношении простых вещей, но не воспринимают выдумки и фантазии как ложь.
Рост
Рост ребенка в длину после 4 лет заметно замедляется. Если от 1 до 2 лет он вырастает на 10-12 см, то в 4-5-летнем возрасте рост его вряд ли увеличится более чем на 5 см. Пропорции тела продолжают меняться от детских к более взрослым, конечности удлиняются, а лицо утрачивает характерную для маленьких детей пухлость.
В этот период развития ребенок уже умеет быстро бегать, прыгать, скакать на одной ноге и ловко карабкаться, используя все конечности поочередно.
Он умеет играть с мячом, подвижен и энергичен.
Продолжается развитие мелкой моторики пальцев -редко кто в этом возрасте может самостоятельно завязать шнурки на ботинках, но большинство детей все более уверенно обращаются с карандашом и кистью.
Личность и социальное поведение
В этот период интенсивно развиваются навыки социального общения, интеллектуальные функции и познавательные способности. Закладываются основы общественного сознания и продолжается процесс самоотождествления ребенка с другими членами семьи.
Ребенок открывает для себя взаимосвязь событий и начинает использовать логические доводы, чтобы получить то что хочет, вместо того чтобы просто требовать и плакать, как раньше.
Характерные черты
Дети в возрасте 5 лет более рассудительны и менее требовательны, чем младшие дети. Они облекают свои вопросы и желания в социально адаптивную форму, быстро учатся правилам общения и игры со сверстниками, но еще не достигли стадии, когда их будут привлекать командные игры.
Группа пятилетних детей проводит большую часть времени бегая и прыгая, однако они разобщены и не действуют, как команда. Каждый из них слишком увлечен собой и своими эмоциями.
В этом возрасте они стараются вести себя хорошо, придерживаться правил и даже испытывают беспокойство, если не знают, как правильно поступить.
Наблюдается значительное усложнение используемых языковых конструкций, на данном этапе дети обычно бегло говорят на родном языке, хотя и делают грамматические ошибки. Постепенно они включают в речь все больше сложных оборотов, времен, а их словарный запас увеличивается с каждым днем.
Ни один ребенок не развивается непрерывно и последовательно, без периодов «впадания» в более ранние фазы развития. Между ребенком 4,5 и 5 лет существенных различий нет; при усталости и стрессе ребенок легко возвращается к модели поведения маленьких детей, начиная приставать к родителям, капризничать и плакать.
Тем не менее, самостоятельность и инициативность развиваются очень быстрыми темпами. Ребенок скоро захочет самостоятельно переходить дорогу, хотя еще, конечно, не способен оценивать интенсивность дорожного движения.
Его собственный мир может быть полон выдуманных друзей.
В скором времени ребенок начинает идентифицировать себя и своих родителей, развиваются его личностные качества, индивидуальность и характер. Поведение его приобретает узнаваемые черты и постоянство.
Влияние старших братьев и сестер
Первый ребенок обычно воспитывается иначе, чем последующие дети. Родители многого ожидают от первенца и обращаются к нему, пользуясь более сложным языком. Воспитывают их зачастую в строгости, и вырастают они более дисциплинированными и ответственными, поскольку внимание и силы родителей сосредоточены только на них, а не распределены между несколькими детьми.
Последующие дети нередко позже начинают говорить, однако они имеют преимущество в виде старшего брата или сестры, которые помогают им, показывают, как справляться с разными задачами, и следят за ними.
Тело человека. Снаружи и внутри. №45 2009