Ребенок, будь его воля, мог бы проводить все время в играх. Он прекращает играть только тогда, когда взрослые отвлекают его, чтобы покормить, искупать или уложить спать, - поэтому требуются определенные стимулы, чтобы привлечь его к другим видам деятельности. Ребенок учится понимать мир вокруг себя через игру.
Обучение посредством игры
В процессе игры ребенок учится контролировать движения своего тела, у него развиваются функции головного мозга, глаз и конечностей, отвечающие за баланс и координацию. Ребенок любознателен, и ему нравится изучать природу травы, земли, листьев и дождя, при этом он собирает информацию об окружающем мире и о том, как он устроен. Такие эксперименты в конце концов превращают ребенка в полноценного члена общества. Поэтому игра является естественным путем обучения детей.
Ребенку требуется стимуляция и разнообразие игр и игрушек для обучения. Он быстро развивается и получает знания через общение и игры со взрослыми, обычно своими родителями. Эмоциональная стимуляция крайне необходима для того, чтобы уберечь ребенка от скуки, агрессии и раздражительности. Дети, которые лишены стимулов и общения, могут стать замкнутыми, возбужденными и показывать признаки отставания в развитии. Поэтому для ребенка будет лучше, если предоставлять ему возможность решать слишком сложные задачи, нежели слишком простые.
Было выдвинуто множество теорий, объясняющих, почему ребенок играет, но в настоящее время большинство специалистов сходятся во мнении, что игра для ребенка является основным средством обучения. Также считается, что игра является способом расходования излишней энергии и своеобразной подготовкой к будущей жизни.
Игры можно разделить на несколько категорий. Каждый тип игры выполняет важную функцию в обучении и развитии ребенка.
Подвижные игры
Умение лазать, бросать, ловить, ударять по мячу и танцевать помогает ребенку учиться контролировать свое тело путем координирования действий. Энергичные физические игры также помогают развивать взаимодействие глаз и рук.
Развивающие игры
К таким играм относятся укладывание предметов в емкости, складывание предметов разного размера и формы, сортирование и классифицирование по определенным признакам, а также различные игры-головоломки, игровые наборы и магниты.
Игра на разных этапах развития
Дети начинают познавать мир через игру, используя все пять чувств: слух, обоняние, осязание, зрение и вкус.
Примерно до 2 лет дети обычно играют одни, после 2 лет они начинают наблюдать, как играют другие, и играют параллельно (используют такие же предметы, но не играют вместе с другим ребенком). Начиная с 2-3 и до 4 лет дети постепенно переходят к ассоциативной игре (взаимодействуют, но не особенно стараются помогать друг другу), а затем - к совместной игре с другими детьми.
Игра помогает детям избавляться от агрессии и чувства беспокойства и поощряет их к проявлению своей независимости. Игра вдохновляет их. Вот почему очень важно, чтобы взрослые не вмешивались и не помогали ребенку во время игры слишком часто.
Развивающие игры помогают ребенку понять, как предметы соотносятся друг с другом, а также научиться справляться с трудностями, развивая при этом способность сосредоточиваться. Таким способом, путем тщательного исследования и экспериментирования ребенок учится отличать, например, погремушку от связки ключей.
Творческие игры
Детей чрезвычайно занимает творческий процесс игры с обычными предметами, например коробочками из-под маргарина, рулонами туалетной бумаги и красками. Этот тип игры также включает создание музыки. Такие игры способствуют развитию творческих способностей в музыке и искусстве, а также развивают чувство уверенности и пространственной ориентации.
Игры на воображение
Дети активно используют свое воображение, когда изображают кого-нибудь, наряжаются, играют в игрушки или заводят воображаемого друга. Игры на воображение дают ребенку понимание роли других, поощряют к представлению себя в роли взрослых и обучают, как ставить самому себе задачи. Все то, что взрослые люди воспринимают, как само собой разумеющееся, оборачивается абсолютно новыми способностями и опытом для ребенка, когда он с этим сталкивается впервые.
«Грязные» игры
Игры с песком, водой, глиной и игровым пластилином развивают координацию. Подобные игры также помогают ребенку изучить свойства, текстуру, объем и поведение разных материалов.
Игры с друзьями
Такие игры важны для развития социальных навыков, они учат ребенка тому, что такое играть честно, придерживаться правил, делиться и сохранять чувство юмора во время игры. К этому типу игр относятся игра в шарики и ролевые игры, такие как «казаки-разбойники».
Социальные игры помогают маленьким детям избавиться от эгоцентризма.
Зарождение альтруистического поведения, одного из уникальных человеческих проявлений, можно наблюдать при совместных играх. В целом, игры любого типа незаменимы для развития интеллектуальных и социальных навыков у ребенка.
Очень маленькие дети познают окружающий мир, прикасаясь ко всему, пробуя на вкус (тянут все в рот), наблюдая и экспериментируя. Дети исследуют свойства различных материалов (твердый/ мягкий или теплый/холодный), узнавая, что некоторые предметы можно согнуть и сжать, а другие - нет. Такие знания появляются путем экспериментирования и затем, через собственный опыт: ребенок обнаруживает, что песок отличается от воды - из песка можно сделать куличики, а из воды нет.
Игровые группы и школы
К тому времени как ребенок идет в школу, он накапливает огромное количество информации, связанной и несвязанной между собой.
В возрасте от 1 до 3 лет ребенок собирает больше информации, чем за всю остальную жизнь. Значимость игровых групп и школ заключается в том, чтобы в этом возрасте успеть обучить детей посредством создания стимулов и ситуаций тому, что им необходимо знать и уметь до того, как они начнут основное обучение в возрасте 4 или 5 лет.
Тело человека. Снаружи и внутри. №34 2009