Приучение ребенка к горшку -это сложный процесс, который может занять несколько лет, пока ребенок им полностью овладеет. Некоторые родители начинают обучать ребенка пользоваться горшком, когда ему нет еще и двух лет, а другие дети могут «пачкать штанишки» вплоть до трех-четырехлетнего возраста.
Приучение к горшку в целом определяют три отдельных механизма: созревание, обучение и условный рефлекс. Только когда эти стадии будут пройдены, ребенок научится произвольно регулировать опорожнение мочевого пузыря и кишечника.
Непроизвольные рефлексы
Функции мышечных стенок мочевого пузыря и кишечника непроизвольны - они сокращаются при рефлекторной нервной стимуляции. Постоянное истечение мочи и выделение кала не происходит в результате работы сфинктеров, которые находятся под контролем произвольной нервной регуляции. Однако способность контролировать сфинктеры развивается только с возрастом и отсутствует у маленьких детей.
До достижения произвольного контроля сфинктеров мочевой пузырь, наполняясь, опустошается автоматически (объем наполнения различается у детей разного возраста). Опорожнение кишечника происходит, когда перистальтическая волна (ритмичные сокращения стенок кишечника) перемещает фекальные массы из толстой в прямую кишку (у детей прямая кишка в норме свободна от кала). Последующее растяжение стенок прямой кишки вызывает их рефлекторное сокращение и расслабление анального сфинктера.
Время идти на горшок
Перистальтические волны, которые способствуют перемещению фекалий в прямую кишку, автоматически возникают после еды. Этот механизм называют желудочно-ободочным рефлексом, дети поэтому часто пачкают пеленки после кормления. Данный рефлекс может использоваться для выработки у детей ассоциации сидения на горшке с деятельностью кишечника, так как ребенок будет чувствовать взаимосвязь времени приема пищи и пользования горшком.
Желудочно-ободочный рефлекс обусловливает также и одновременное мочеиспускание при опорожнении кишечника. Поскольку оба процесса происходят под воздействием непроизвольной нервной стимуляции, то нет смысла держать ребенка на горшке дольше пяти минут (большинство детей просто не смогут этого выдержать).
Более того, успешное опорожнение мочевого пузыря и кишечника в горшок вовсе не говорит о том, что ребенок понял, как и почему это произошло. Это означает, что приучение к горшку - это сложный многокомпонентный процесс, который не может базироваться только на одном рефлексе.
Произвольная регуляция
Обычно произвольный контроль сфинктера мочевого пузыря становится возможным в возрасте 15-18 месяцев. Первым признаком формирования этого механизма считается момент, когда ребенок начинает проявлять интерес к горшку, туалету и собственным экскрементам. Дети также могут сажать на горшок своих кукол, имитируя то, как это делают с ними родители. В это время можно начинать формирование у ребенка привычки ходить на горшок.
Родителям не стоит думать о приучении к горшку, пока у ребенка не разовьется понимание, что он что-то сделал не так, пока малыш не будет в состоянии осознать, что он мокрый. Никакие процедуры не будут иметь успех, если ребенок не различает, когда он сухой, а когда мокрый. Эта стадия обычно достигается не раньше начала третьего года жизни, определяется исключительно генетическими факторами и не имеет никакого отношения к хорошему или плохому поведению ребенка, поэтому поощрение или наказание не изменят положение дел.
Некоторые родители убеждены, что если ребенок рано начинает ходить на горшок, это свидетельствует о высоком уровне интеллекта и его послушном поведении. Однако возраст, в котором ребенок начинает уверенно пользоваться горшком, ни в коей мере не является показателем его интеллекта.
Выработка условного рефлекса
Формирование условного рефлекса основывается на соединении во времени определенных процессов. Если ребенка сажают на горшок, как только он начинает проявлять признаки того, что хочет в туалет, то ассоциация между процессами мочеиспускания и дефекации и пользования горшком или унитазом у ребенка закрепляется. Это называется условным рефлексом.
Некоторые дети, однако, не демонстрируют понимания желания помочиться вплоть до возраста 30 месяцев и более. У таких детей выработка условного рефлекса достигается регулярным усаживанием их на горшок в то время, когда их мочевой пузырь, предположительно, полон.
В случае успеха ребенка хвалят и поощряют, и оставляют инцидент без комментариев, если ребенок не опорожнил мочевой пузырь или кишечник. Со временем к ребенку придет понимание того, что он заслуживает одобрение и похвалу родителей, когда пользуется горшком. Иногда ребенок может пытаться использовать горшок, даже когда не хочет в туалет, чтобы получить свою долю родительского поощрения.
Позыв к мочеиспусканию
Когда ребенок начинает воспринимать позывы к мочеиспусканию, он может использовать множество знаков, чтобы дать понять, что он осознает свое желание помочиться. Они могут дергать свою одежду, выглядеть встревоженно или прыгать с одной ноги на другую.
Неотложный позыв к мочеиспусканию означает, что дети не умеют его задерживать. Мочевой пузырь ребенка маленький и может содержать лишь небольшое количество мочи. Когда ребенок сообщает взрослому о своем желании помочиться, он хочет это сделать немедленно.
Должно пройти некоторое время, прежде чем такие неотложные позывы к мочеиспусканию станут более редкими, а ребенок научится чувствовать, что скоро захочет в туалет. Кроме того, маленькая емкость мочевого пузыря у маленьких детей объясняет также тот факт, что чем раньше ребенок начинает ходить без подгузника, тем чаще ему нужно будет ходить в туалет.
Пока процесс приучения к горшку полностью не завершен, маленькие дети еще могут иногда писаться в штанишки. Они могут просто не успеть добежать до горшка и промочат одежду, что их подчас очень расстраивает. Более сложно бывает добиться контроля над мочеиспусканием в ночное время.
Сухой ребенок ночью
Оставаться сухим днем и ночью -это разные вещи, около 10% пятилетних детей и 5% десятилетних могут просыпаться в мокрой постели. Процесс приучения ребенка вставать в туалет ночью основывается на тех же механизмах, что и пользование горшком днем, но имеет свои особенности.
В некоторых случаях ребенок остается сухим всю ночь уже в возрасте 6 месяцев, но это скорее исключение. Бывает, что дети продолжают непроизвольно мочиться в постель ночью до четырех-пятилетнего возраста.
Иногда ребенок, который уже научился контролировать мочевой пузырь ночью, может писаться, когда болеет или переживает стрессовые моменты (например, при появлении в семье другого ребенка или при переезде).
Умение контролировать функцию мочевого пузыря в ночное время зависит от глубины сна и способности ребенка проснуться, когда нервные сигналы оповещают о наполнении мочевого пузыря, и не зависит от количества выпитой перед сном жидкости.
Тело человека. Снаружи и внутри. №31 2009