Младенец полностью зависит от других людей, обычно -от родителей. Новорожденным нужно 16-18 часов сна в сутки, пока развивается сила мышц, необходимая для самостоятельного движения. На этой стадии социальные навыки младенца сильно ограничены, так как он не может самостоятельно передвигаться и разговаривать.
Когда мать смотрит на ребенка и улыбается ему, он отвечает слабыми движениями языка, шире раскрывает глаза. Каждый ребенок очень быстро начинает понимать, что если заплакать, то его приласкают и покормят. Это поведение обычно стимулируется родителями, и ребенок быстро учится плакать.
Как дети показывают удовольствие
Обычно младенец впервые улыбается в возрасте пяти-шести недель. Считается, что мать он начинает узнавать в возрасте шести-восьми недель.
В два месяца кора головного мозга ребенка становится более активной, и ребенок начинает чаще улыбаться. В возрасте 12 недель ребенок не только улыбается, но и сопровождает улыбку звуками удовольствия. В этом возрасте дети начинают интересоваться игрушками.
Их глаза следят за раскачивающейся игрушкой или движущейся фигурой. Вскоре ребенок становится активнее, при виде груди или бутылочки проявляет значительный интерес, громко смеется, если ему помогают сесть.
Как дети учатся самоосознанию
В возрасте около 5 месяцев дети начинают улыбаться своему отражению в зеркале. В 6 месяцев ребенок, возможно, начнет издавать звуки при виде себя, в 7 месяцев дети могут даже гладить свое отражение.
На этой стадии ребенок узнает свое имя и старается установить контакты с другими людьми, кашляя или издавая разные звуки. В 8-10 месяцев дети обычно впервые показывают застенчивость и страх перед незнакомыми людьми.
Ребенок будет рад сыграть в прятки с родителями (когда взрослый закрывает лицо руками, а затем снова открывает). Он еще не понимает, что если человек не видит что-то, то этот предмет не обязательно исчезает. Например, у ребенка, сидящего на стуле, нет мысленного образа спинки стула, так как он ее не видит.
В этом возрасте дети пытаются дотянуться до предметов вне досягаемости. Если ребенок уронит игрушку, то попытается увидеть, куда она упала.
Вскоре ограниченные социальные навыки ребенка дополняются речью. Теперь он уже понимает слово «нет» и выговаривает слоги вроде «да-да».
Быстрое социальное развитие ребенка начинается примерно с 10 месяцев. В этом возрасте ребенок может заслонить руками лицо, когда не хочет, чтобы мать его умыла, реагирует на определенную пищу, которая ему нравится. Так дети начинают показывать, что им нравится, а что нет.
Как дети привлекают внимание
В И месяцев дети уже знают, как привлечь внимание: они тянут себя за одежду, намеренно бросают предметы, например бутылочки или игрушки, чтобы увидеть, как кто-нибудь их поднимет. Они также учатся махать рукой на прощание, имитируя других людей. Несмотря на то что словарный запас ребенка ограничен двумя-тремя словами, к 12 месяцам ребенок уже понимает более десятка слов.
В этом возрасте дети учатся понимать одобрение в форме смеха и повторяют его в качестве реакции на одобрение.
Теперь ребенок может подкатить мячик родителю, давать и брать игрушки во время игры.
Развитие личности
После 12 месяцев развитие личности ребенка становится заметным для знающих его людей. Темперамент традиционно разделяют на 3 типа: легкий, трудный и малоактивный. Эти фундаментальные качества личности, вероятнее всего, сохранятся по мере его роста и смогут оказывать серьезное влияние на его поведение в течение всей жизни.
Примерно в возрасте года у ребенка появляются признаки развития памяти: он реагирует на просьбу о поцелуе, может понимать и реагировать на простые вопросы, такие как «где твоя книга?», «где твой ботинок?». Тем не менее, ребенок в этом возрасте остается застенчивым, особенно с малознакомыми людьми.
В 15 месяцев дети обычно начинают «лопотать». Ребенок уже знает, как попросить о чем-то, указав на предмет, как выразить то, что ему что-то нравится: он может гладить или целовать игрушки, картинки или домашних животных. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно кушать и пить из чашки.
Дети в 18 месяцев могут сами снять носки, расстегнуть молнию. Они могут переворачивать страницы книги и узнавать изображения предметов, например машину или собаку. Когда ребенка просят, он указывает на свой нос, глаза или волосы. Он уже может подражать разной работе по дому. В этом возрасте дети еще не всегда просятся на горшок, но этот необходимый навык вскоре разовьется.
Как дети учатся играть
Для маленьких детей игра - основа любого обучения и развития социальных навыков. Тем не менее до двух-трех лет дети играют скорее одни, чем с кем-то, когда действия других рассматриваются как «параллельная игра», а не «игра в сотрудничестве». Причина в том, что они абсолютно эгоцентричны и не осознают, что у других детей сходные потребности. Например, если двум детям в возрасте 18 месяцев дать мяч, они не будут играть вдвоем. Каждый будет рад своему собственному мячу и предпочтет играть один, но рядом с другим ребенком.
В 18 месяцев дети способны имитировать игру, что говорит о развитии памяти и представлений. Но только в возрасте от двух до трех лет ребенок учится играть с другими детьми. В это время ребенок перестает быть полностью эгоцентричным.
Тело человека. Снаружи и внутри. №23 2008