Основные этапы развития ребенка традиционно классифицируются следующим образом: умение держать что-либо в руках, общее понимание, речь, контроль мочеиспускания и дефекации, выражение чувств, выражение потребностей. Дети достигают такого уровня развития, когда они уже освоили множество навыков, совокупность которых формирует портрет типичного 18-месячного ребенка.
Главные этапы развития, которые проходит ребенок в первые 18 месяцев жизни:
- первая улыбка;
- узнавание людей и наличие других признаков памяти;
- способность спать всю ночь;
- умение держать чашку;
- независимые движения -необязательно умение ходить;
- речь или напоминающее речь общение;
- осознание позывов к мочеиспусканию/дефекации - хотя обычно ребенок пока не контролирует эти процессы полностью;
- признаки независимой воли.
Улыбка и распознавание
Впервые дети улыбаются в возрасте 5-6 недель; конечно, их первая улыбка принадлежит маме. К возрасту 12 недель ребенок начинает улыбаться, когда с ним разговаривают; к 16 неделям он способен смеяться. К 20 неделям дети начинают улыбаться, когда видят свое отражение в зеркале. Начиная с 5-6 месяцев, дети могут выражать узнавание и удовольствие посредством улыбки.
Прежде всего ребенок начинает узнавать того человека, который больше всего за ним ухаживает, обычно свою мать. Считается, что дети способны узнавать по голосу и запаху уже в первые часы после рождения, а способность узнавать зрительно они приобретают в течение нескольких первых недель жизни.
По мере развития ребенка увеличивается число людей, которых он может узнавать зрительно. Способность проявлять визуальное распознавание связана с развитием памяти.
Признаки памяти
Память у новорожденных функционирует лишь в ограниченном объеме. Только начиная с 16 недель развитие осознанного восприятия и памяти становится более очевидным.
Новорожденные дети фиксируют большое количество информации. Однако неспособность удерживать информацию является причиной слабой памяти. Способность что-либо или кого-либо хорошо запомнить зависит от ассоциаций. Новорожденные дети не способны запомнить большое количество несвязанной между собой информации. Память начинает функционировать полностью лишь тогда, когда ребенок, используя все пять чувств, начинает создавать свою картину мира, как единого целого.
Независимая подвижность
Из всех этапов развития, которые проходит ребенок, именно способности к общению и независимым движениям больше всего отличают 18-месячного ребенка от новорожденного. К12 месяцам дети могут ходить боком, держась за мебель для поддержки или когда их держат за обе руки.
К 18 месяцам ребенок достаточно быстро двигается вперед в сидячем положении, а также бегает и ходит. Способность к независимым движениям помогает ребенку познавать мир. Однако это несет определенный риск. Малыш не сознает опасности, беря в руки кухонный нож или чистящий порошок. По мере развития координации дети могут попытаться вылезать из своей кроватки, рискуя упасть. В этом возрасте дети не умеют подавлять «исследовательские порывы», поэтому родителям следует создать рядом с ребенком такую окружающую обстановку, которая будет для него безопасной и наименее травматичной.
Коммуникация
Произнесение первого членораздельного слова является важным моментом в процессе развития ребенка. Обычно ребенок произносит его в возрасте около И месяцев. В 12 месяцев ребенок может произносить несколько слов, связанных по смыслу.
Дети способны понимать больше слов, чем произносят, так как развитие понимания речи опережает развитие способности говорить. В возрасте 32 недель, например, дети понимают значение слова «нет». В 9 месяцев они могут реагировать на вопрос «Где папа?», показывая рукой, где он находится. К 12 месяцам большинство детей способны понимать около дюжины слов.
Восемнадцатимесячные дети могут подниматься по лестнице, держась за перила, бегать, самостоятельно сесть на стул (часто они влезают на него, встают, поворачиваются вокруг и садятся). Они также могут бросать мяч, при этом не падая, строить башню из трех кубиков, управляться с ложкой, рисовать каракули, снимать перчатки и носки, и расстегивать молнию.
Дети также имеют достаточный уровень понимания для того, чтобы показать в книжке изображение машины или собаки. С помощью картинок они правильно указывают на предмет, о котором их спрашивают: на вопрос «Где собака?» они покажут на картинку с псом. Кроме того, они могут называть простые предметы. Дети реагируют на просьбы, постепенно достигая периода, когда они начинают проверять авторитет родителей и игнорировать слово «нет».
В 18 месяцев становится совершенно ясно, что ребенок является маленьким человеком с определенным темпераментом, индивидуальностью и свободной волей.
Признаки независимой воли
Признаки независимой воли начинают проявляться у детей в первые несколько месяцев жизни и становятся ясно выраженными в течение первых шести месяцев. В этом возрасте ребенок может выражать стремление и раздражение, удовольствие и гнев.
К 12 месяцам растущее чувство независимости малыша приводит к проявлениям гнева, когда ему мешают. В 15 месяцев ребенок раздражается, если сталкивается с каким-либо запретом.
Настроение ребенка быстро меняется от полной зависимости от родителей до проявления независимых действий и сопротивления инициативе взрослых.
Тело человека. Снаружи и внутри. №28 2009