Возраст, когда ребенок начинает ходить, включает много сложных изменений в каждой области развития, от двигательных навыков и овладения речью до собственных взглядов и борьбы за независимость от родителей.
Данный период развития характеризуется рядом особенностей. Ребенок живет в настоящем моменте для самого себя, обладая абсолютной свободой воли с малым количеством возникающих ограничений, в полной зависимости от родителей или няни. В его сознании начинают возникать попытки борьбы за власть с его окружением.
Заявка на независимость
Процесс формирования личности растущего ребенка зависит от генетических особенностей, конституции и воспитания. Эти три фактора, главным образом, определяют в дальнейшем темперамент ребенка, особенности характера и развитие волевых качеств в совокупности с общественным и моральным сознанием.
Под темпераментом понимают эмоциональные реакции личности или поведенческий стиль во взаимодействии с окружающими - другими словами, как ребенок относится к другим и реагирует на внешний мир. Особенности характера можно охарактеризовать как врожденный стиль поведения.
На стремление ребенка к взрослой жизни и независимости значительное влияние оказывает то, насколько его темперамент соответствует темпераменту и характеру его родителей. Легко возбудимый и импульсивный ребенок, например, может тревожить и утомлять спокойного родителя, не привыкшего справляться с таким типом характера. В противоположность этому, активных и энергичных родителей может беспокоить чрезмерно спокойный ребенок, который много спит и медленно реагирует на внешние раздражители.
Самосознание и самооценка
То как родители ведут себя с ребенком, как они реагируют на его действия, оказывает существенное влияние на формирование его самосознания и самооценки. Так, например, маленький ребенок рано или поздно начнет проявлять желание есть сам. Дети поначалу делают это медленно и пачкаются, однако в тот момент, когда ребенок проявит такой интерес, необходимо дать ему возможность попробовать принимать пищу самостоятельно.
Если родитель по привычке берет кормление ребенка на себя, потому что это быстрее и причиняет меньше беспорядка, малыш со временем перестает предпринимать попытки делать это самостоятельно. Он может начать привередничать в еде или вовсе отказываться от нее. Этот пример демонстрирует, как неправильно расцененная попытка проявления независимости ребенком может создать проблемы там, где они не должны существовать.
Эти трудности разрешаются в 3,5-4,5 года. В этом возрасте ребенок уже способен осознавать последствия своих действий и у него развивается здравый смысл.
Факторы развития личности
Основными факторами, определяющими развитие ребенка как личности, являются привязанность к близким, чувство собственной значимости и индивидуальный темперамент малыша.
Отношение родителей к ребенку
Известно, что эмоциональное развитие ребенка начинается задолго до его рождения. Во многом оно определяется тем, желанный этот ребенок или нет и насколько прочными являются родительские отношения. Дети различными способами отвечают на отношение родителей, влияя, в свою очередь, на поведение тех, кто о них заботится. Степень привязанности и проявляемая родителями любовь к ребенку во многом определяют, будет ли он способен построить благополучные взаимоотношения во взрослой жизни.
Признание ребенка как личности со стороны родителей необходимо для его психологического здоровья. Чувство собственной значимости крайне важно для маленьких детей и остается предметом первоочередной важности в течение всей жизни человека. Снижение самооценки приводит к различного вида эмоциональным расстройствам и ряду психических нарушений.
Стимуляция
Дня того чтобы быть успешным, ребенку требуется разного рода моральная и физическая стимуляция. Во время игр дети используют все пять чувств при изучении предмета. Физическая активность также необходима для здорового роста и развития ребенка. Играя, малыш приобретает ряд социально значимых навыков, например, соблюдать очередность в игре или играть в команде.
Детский сад и школа дают растущему ребенку возможность развить свои навыки и знания. Для ребенка это важное время, когда он может взаимодействовать с детьми своего возраста и развивать социальные навыки, которые ему понадобятся в течение всей жизни.
Превосходство в учебе и лидерство
По мере развития моторных навыков у ребенка могут проявляться определенные таланты и способности. Экстраординарный или одаренный ребенок в чем-то превосходит своих сверстников. Интеллектуально одаренный ребенок может проявлять способности в определенном виде деятельности, например в учебе (часто в математике или естественных науках). Другие дети проявляют творческие таланты, преуспевая в искусстве или музыке.
Ребенок может демонстрировать лидерские и организаторские качества, которые могут сочетаться с исключительными атлетическими способностями, проявляющимися, например, в танцах или командных видах спорта. Такие умения известны как психомоторные навыки.
На пути от детства к половой зрелости человек подвергается физическим, духовным и эмоциональным изменениям. Дети извлекают информацию скорее из действий своих родителей, чем из их слов. Для того чтобы стать независимым, ребенок должен достигнуть когнитивного развития, способности восприятия и нравственного осознания.
Различия темперамента
Существует много факторов, которые могут оказывать влияние на формирование темперамента ребенка в целом. Среди них выделяют следующие так называемые определяющие характеристики:
- общий уровень активности;
- особенности биологических ритмов (например, определенный режим сна и принятия пищи);
- способность адаптироваться к изменениям;
- склонность к наступлению или отступлению при столкновении с непривычными ситуациями;
- сила эмоциональной реакции на приятные и неприятные ситуации;
- порог реакции (способность справляться с трудностями);
- общие особенности эмоционального фона;
- отвлекаемость и способность к концентрации внимания при выполнении конкретного задания.
Тело человека. Снаружи и внутри. №30 2009