«Ешьте как можно меньше, жуйте как можно дольше»
— В нашей почте много вопросов о диете, о режиме питания, о том, какой пище следует отдавать предпочтение. Каковы рекомендации йоги по этому вопросу?
— Совет в данном случае очень прост: ешьте как можно меньше, жуйте как можно дольше, ешьте натуральную пищу.
— Что вы имеете в виду, говоря «натуральная пища»?
— Если вы подвергаете продукт тепловой обработке, то старайтесь избегать сложных рецептов. Если вы собираетесь, к примеру, есть рис — просто сварите его.
Если же вы собираетесь съесть какой-нибудь сырой фрукт или овощ, в данный прием пищи лучше довольствоваться однообразием — есть, например, только яблоки или только морковь.
Таким образом вы будете воспитывать свой вкус. Дело в том, что у нас с самого детства вкус испорчен. Как часто мы видим, что в какой-нибудь семье все страдают одним и тем же заболеванием — отец, мать, дети, внуки. В большинстве случаев эти заболевания не являются наследственными. Просто все члены семьи ведут один и от же образ жизни — отсюда и одинаковые болезни.
— А что должен есть тот, кто занимается йогой? Должен ли он соблюдать определенную диету?
— Для занимающегося йогой главное — практика, а не диета. Если вы будете заниматься регулярно, то скоро почувствуете, что вас влечет пища определенного типа и вы стараетесь избегать другой еды. Вы сами найдете для себя меню.
Представьте себе, что вы возвращаетесь домой ужасно голодным. Первое, что попадается вам под руку, вы съедаете с огромным удовольствием. Когда вы голодны, кусок хлеба — самая вкусная еда на свете. А вот если вы не голодны, тогда и начинается: «Что бы такого мне съесть? Чем бы это приправить? Сак бы это обработать, чтобы было вкуснее?».
Так что не старайтесь составить диету и вычислить, что вам нужно. Когда вы действительно голодны, организм сам решит, что ему полезнее.
— А как же быть с вегетарианством? Ведь мы все наслышаны о том, что для йога это необходимость.
— Конечно, сам я вегетарианец. И все те, кто долго и регулярно занимается йогой, — вегетарианцы. Но я никогда не настаиваю на том, чтобы кто-то не ел мяса или рыбы. Дело в том, что человек должен перейти к вегетарианству естественно, сам собой, без усилий и жертв. Это не должно идти от воли, от разума. Ну представьте, что вы скажете себе: «С завтрашнего дня я становлюсь вегетарианцем». Сколько проблем это сразу создаст для вашей семьи, для ваших друзей, для вас самих? Любое изменение в нашей жизни должно происходить медленно, постепенно, естественно.
И еще один момент. Если пищеварение хорошее, любая пища быстро перерабатывается и усваивается, Если пищеварение слабое, то одно единственное яблоко вы не переработаете и за 8 часов. Йога дает силу процессам пищеварения.
И последнее. В йоге существует правило — какой бы диеты вы ни придерживались, какой бы образ жизни ни вели, это не должно делать вас асоциальным, не должно отдалять от других людей, от семьи.
Помните: вы еще новички
— Большой интерес наших читателей вызвала ваша публикация по йога-терапии. Мы получили множество писем с вопросами о том, что нужно делать при том или ином заболевании, в частности, многих читателей волнует вопрос, можно ли заниматься йогой при психических расстройствах и психических заболеваниях. Каковы специфические особенности практики йоги при психических расстройствах?
— Если у вас депрессия, вам помогут стимулирующие асаны. Выполняя упражнения йоги, помните о том, что при депрессии глаза, как правило, опущены и полузакрыты. Раскрывайте их и поднимайте вверх. Если же у вас гипервозбудимость, раздражительность, следует избегать выполнения стимулирующих асан, в частности, поз стоя. Вам следует выполнять сидячие позы и наклоны вперед, закрыв глаза, расслабляя виски, расслабляя мозг. Необходимо также длительное выполнение полного расслабления — Шавасаны.
При депрессии практика должна основываться на более глубоком вдохе, при гипервозбуждении — наиболее глубоком выдохе. За остальными рекомендациями вам следует обратиться непосредственно к учителю йоги, так как более подробные советы требуют непосредственного общения с пациентом.
— Много вопросов также и от тех, кто страдает сколиозом. Есть ли какие-нибудь общие рекомендации в атом случае?
— Это очень распространенное заболевание. В той или иной степени им страдает каждый. Американцы провели недавно исследование и выяснили, что из 10000 новорожденных детей лишь у одного нет никаких искривлений позвоночника.
Йога очень эффективна, особенно при начальных стадиях этого заболевания. Как правило, регулярная практика приводит к полному выздоровлению. Можно делать любые позы, но особое внимание следует уделять стоячим позам, как бы вбирая в себя ту часть, которая выступает, и «надувая» ту часть, которая втянута внутрь.
— Много вопросов и от тех, кто страдает сердечно - сосудистыми заболеваниями.
— Это очень сложная проблема. Не потому, что йога не лечит их, а потому что здесь очень опасно давать какие-либо рекомендации, не видя пациента. В любом случае люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, должны избегать трудных стоячих поз и прыжков и вообще тех поз, которые вызывают напряжение и хоть немного затрудняют дыхание. Дыхание должно быть глубоким и мягким. Очень полезно выполнение релаксации с глубоким, ровным, мягким выдохом.
— А что бы вы посоветовали тем, кто страдает полиартритом?
— Если болезнь находится в состоянии обострения, кризиса, то ничего. Помните, если у вас боль в суставе или сустав опухает, то ничего делать нельзя. Надо подождать, пока кризис пройдет, прежде чем приступать к практике. Как при полиартрите, так и при ревматизме нет лучшего лекарства, чем позы стоя. Но если вы приступаете к их выполнению после кризиса, то практику следует возобновлять постепенно, осторожно. Вы должны опять стать новичком.
Полиартрит не сможет сопротивляться регулярной практике. Но на все требуется время. Сначала вы получите возможность контролировать заболевание. Это не значит, что полиартрит совсем пройдет. Иногда все еще будут случаться обострения, но постепенно продолжительность кризиса начнет уменьшаться, симптомы станут менее выраженными, сглаженными.
Но еще раз повторю: следует быть очень осторожным. Если после практики у вас болят или «горят» суставы, кожа высыхает или ночью у вас ломит кости, это, по всей видимости, означает, что вы переусердствовали. Будьте медленными и осторожными.
Не думайте о различиях
— Почему в вашем курсе йоги больше внимания уделяется выполнению поз стоя? Некоторые любители йоги утверждают, что главные позы в йоге — это сидение, например, поза лотоса. Такое мнение нередко, ведь многие учителя йоги, в том числе и в Индии почти полностью игнорируют сидячие позы.
— Стоячие позы — лучшее начало для всякого, кто решился заниматься йогой. Они разрабатывают и развивают все тело, весь позвоночник, все мышцы. они абсолютно безопасны, и вы не сможете повредить себе, выполняя их.
Но Индия — очень яркая страна, а человек по своей природе ленив. Поэтому некоторые индийские учителя йоги избегают поз стоя — ведь их выполнение требует усилий.
Есть и еще одна причина. В Индии люди приходят на занятия йогой ранним утром, а не вечером, как на Западе. Утром мы свежи и бодры, и нам легче «справиться» со стоячими асанами. На Западе же люди приходят на занятия, как правило, после работы усталые и обессиленные. Так что даже те индийские учителя йоги, которые в Индии учат стоячим позам, на Западе сразу о них «забывают».
Русские люди очень смелы и выносливы. Поэтому после тяжелого трудового дня они стараются вовсю. Но усилие воли требуется только сначала — как только вы почувствовали вкус поз стоя, проблемы больше не существует. Вы ощущаете, что они не забирают вашу энергию, а, наоборот, удесятеряют ее.
— Очень много вопросов относительно распространенного у нас мнения о том, что йог творит чудеса с восточными людьми и противопоказана западом. Каково ваше мнение?
— Все зависит от того, как и чем вы занимаетесь. Так, некоторые медитативные техники действительно не могут принести западному человеку ничего, кроме вреда. Возьмем, к примеру, техники, распространенные в духовной практике Тибета, — визуализаций, воссоздание образа, попытки вызвать у себя видения. Ни к чему хорошему западного человека это не приведет.
Природа восточного человека — сновидческая, он с легкостью предается мечтам, фантазиям, грезам наяву. Его сознание - прекрасная основа для игры воображения, грез, визуализации.
Западный человек совсем другой. Он не может работать непосредственно с этими техниками, не подвергаясь при этом опасности. И здесь следует вспомнишь о том, что настоящая, подлинная йога — это не только медитация, Отец йоги, мудрец Патанджали учил, что медитация — это лишь один из ее компонентов, который нельзя практиковать в отрыве от других, в частности, от асан и пранаямы. К медитации надо тщательно готовиться. Вот, к примеру, вы занимаетесь по нашим публикациям уже несколько месяцев. Если ваши занятия регулярны, то вы уже стали замечать, что они одновременно укрепляют ваше тело, нервы, сознание, дух. Вы готовите себя к духовному прогрессу, вы становитесь сильными физически и морально, так что ничто уже не сможет ни отвратить вас от этого пути, ни испугать.
Что же касается настоящей, традиционной йоги, то она годится для всех и для каждого. Чистая практика йоги не знает различий между Востоком и Западом. Вот вам пример. Разве французский невроз отличается от русского невроза? Или индийский гастрит от японского? Природа человеческих проблем одинакова повсюду. Йога способна разрешить эти проблемы, поэтому ее предназначение — все человечество. Я лично считаю, что йога не принадлежит только Индии, она — духовное наследие для каждого. Археологические раскопки на Кавказе и в Ирландии показывают, что несколько тысячелетий назад население этих местностей практиковало асаны йоги. По всей видимости, в древности йогой занимались повсеместно, но постепенно это духовное знание было утрачено и сохранилось лишь в Индии. Индия может гордиться тем, что сохранила йогу, но она не принадлежит только ей одной. Можете ли вы сказать, что, к примеру, Чайковский принадлежит России? Вы гордитесь тем, что русская культура породила Чайковского, что она дала всему миру эту чудесную музыку. И люди во всех странах могут наслаждаться ею независимо от национальности. То же можно сказать о йоге — наслаждайтесь ею, черпайте из этого чистого источника, не думайте о различиях, старайтесь осознать единство и общность человечества.
О духовном и физическом
— Читатели «ее чаще задают нам один и тот же вопрос: когда же начнется работа с энергией, праной, кундалини? По-видимому, это уже «наболевшая тема».
Мне представляется, что их авторы зачастую забывают о том, что йога — это не тот предмет, который можно освоить за один месяц, один год или даже десяток лет. Это предмет, который мы изучаем всю жизнь — или даже несколько жизней в бесконечной цепи перерождений. Индийская традиция уподобляет человека, ставшего на путь йоги, маленькой птичке, которая с травинкой в клюве пытается вычерпать всю воду из океана. Вот почему древние тексты по йоге говорят о том, что главное качество в ученике — терпение и смирение. Но многие тем не менее торопятся. Вот и наши читатели часто спрашивают о том, когда же они будут выполнять асаны не только на физическом, но и на духовном уровне.
— Я хотел бы спросить тех, кто задает этот вопрос, вот о чем: знаете ли вы, где проходит граница между физическим и духовным, когда вы выполняете асаны? Когда асана выполняется на физическом уровне, а когда — на спиритуальном или, например, на психологическом? Где граница между душой и телом? До сих пор ученые, философы и поэты всего мира бьются над разрешением этого вопроса. Я думаю, что деление на духовные и физические упражнения изобретено теми, у кого недостало храбрости и терпения серьезно осваивать асаны. Так как правильное выполнение поз йоги требует огромной концентрации и силы воли, то гораздо легче сказать, что я, мол, делаю асану на духовном уровне, что я выполняю йогу на уровне тонкой энергии. Конечно, ведь вытягиваться, поворачиваться, распрямляться в позе очень трудно, здесь приходится делать усилие и страдать. Но не зря мой гуру Б. К. Айенгар говорит, что духовная практика йоги — это на 99 процентов пот и усилие и лишь на 1 процент — вдохновение.
— Да, выполнять йогу на якобы «духовном» уровне — дело простое и приятное. И кроме того, если ты выполняешь асаны, то каждый может прийти, посмотреть и увидеть, насколько хорошо ты их делаешь. Чего нельзя сказать о так называемой «духовной практике».
Однажды в беседе с известным индийским йогом Саами Дирендрой Брахмачари мы говорили об одном из популярных учителей, который учит только медитации. «Ну что о нем можно сказать? — произнес Саами, лукаво улыбаясь, — ведь он только сидит, сложив руки и ноги, и молчит. Это здорово придумано — ведь люди, как правило, не могут определить, действительно ли он медитирует или нет». Здесь, как мне кажется, надо всегда помнить афоризм отца йоги мудреца Патанджали: «Асана удобна и устойчива» (йоги Сутры, II, 46). Это означает не то, что поза йоги — это любое устойчивое и удобное положение тела, а то, что все, даже самые сложные асаны йоги являются подлинно йоги-ческими позами только тогда, когда вы освоили их до такой степени, что пребывание в самой трудной, с внешней точки зрения, позе становится для вас комфортным. Только после этого возможно дальнейшее продвижение по пути. Недаром Патанджали подчеркивал, что освоение пранаямы (йогического дыхания — следующей за асанами ступени йоги) возможно только тогда, когда достигнуто совершенство в выполнении асан (йога Сутра, II, 49), когда усилие перестает быть усилием (II, 47).
— Патанджали настаивает на этом не без очень веских причин. И одна из них заключается 'в том, что подлинная духовная практика — это настоящее испытание и для тела, и для души. Мы должны быть готовы к ней и физически, и психологически. Для занятий пранаямой и медитацией необходимы здоровое тело и устойчивая психика. В противном случае занимающийся подвергает себя опасности: если начинать занятия йогой сразу с пранаямы или медитации, можно очень просто нарушить собственное психологическое здоровье, психическое равновесие — ведь здесь нет никакой обратной связи. Если вы выполняете асану и испытываете при этом боль, вы задумаетесь, в чем дело, и попытаетесь избавиться от нее. Здесь сработает здоровый инстинкт.
Но если вы занимаетесь, к примеру, медитацией, то боль, которую вы можете причинить своей психике, никак не ощущается вами, и инстинкт самосохранения не сработает.
— Кроме психического здоровья здесь есть угроза и нашей личности. Эта угроза — то, что аса религии всегда называли тягчайшим грехом — гордыней. Духовная гордыня —- самый страшный из грехов подобного рода. Человек начинает практиковать медитацию, чтобы доказать себе и другим, что он чище, лучше и духовнее окружающих. Если вы сидите по 20 минут а день с закрытыми глазами, а потом кичитесь этим перед другими или перед самим собой, то это верный признак того, что вы движетесь в неправильном направлении. Про таких в буддийских суттах сказано: «И в монастырях они захотят быть первыми».
Ищите этого врага в себе и боритесь с ним. Его очень трудно обнаружить, так как нам сложно и неприятно осознать свою собственную гордыню, признаться в этом грехе самим себе. Он кроется под разными личинами — стремлением выполнять асаны лучше других, упоением мыслью о том, что йога, которой я занимаюсь, — самая подлинная, подчеркиванием того, что мой учитель самый лучший и т. п.
— Это сложнейшая задача — убить собственную гордыню, нейтрализовать наше эго. Но без этого не будет подлинной йоги, настоящего продвижения по духовному пути. Но нет ничего невозможного. «Всякий, кто будет заниматься, достигнет вершин».
Вестник «ЗОЖ», выпуск №12